Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.09.2017, 22:05

Официальный сайт
МБОУ 
"СШ №4 
п.Ключи"

684400  п. Ключи, 
ул.Красноармейская, 5-а
тел/факс: 8(41534) 2-16-32, 2-17-32
e-mail: school4-uk@yandex.ru
Директор школы:
Круковская Татьяна Васильевна


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Наша школа » Пожелания, замечания, вопросы.... » Как учиться эффективно (Что надо делать, чтобы учёба стала легче и результативнее)
Как учиться эффективно
neroandvergilДата: Вторник, 03.03.2015, 13:08 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
В школе человек получает очень много информации. Но там (сужу из своего опыта) не рассказывают, как всю эту информацию эффективно переработать и надолго запомнить. Поэтому некоторым бывает достаточно тяжело учиться, несмотря на все старания. Ниже приведены несколько советов, которые помогут значительно повысить результативность обучения.
I. Необходимо иметь сильную мотивацию обучения. Мотивация, если просто, – всё то, что побуждает к какой-либо деятельности (в нашем случае – к учёбе). В мотивацию обучения могут входить:
1. Любовь к учёбе. Это, пожалуй, главный компонент. Если какая-то деятельность привлекает, то она осуществляется намного легче и приятнее.
Однако как полюбить учёбу? Ведь есть же предметы, которые человек считает утомительными, скучными и сделать с собой ничего вроде не может. Выход есть. Необходимо через «не хочу» начать изучать нелюбимый предмет, понять его основы (а не вызубрить – см. ниже), чтобы хорошо разбираться в этом предмете. Тогда придёт уверенность, которая заменит мысли типа «мне это не постичь, поэтому заниматься этим – пустое занятие» на «оказывается, это просто и вполне по силам мне», затем появится интерес и наконец – любовь.
Из собственного опыта: в школе я любил информатику меньше, чем, например, английский, русский (то есть не могу сказать, что не любил вовсе). В университете в 3-ем семестре пришлось изучать её снова – более углублённо и специализированно. И в конце семестра мы были должны написать тест. Я взял в библиотеке несколько учебников по информатике, весьма толстых, и начал изучать их. И мне всё стало намного яснее, я обрёл большую уверенность в своих знаниях… информатика представилась мне в новом свете. Замечательный предмет, оказалось.
2. Понимание того, что без образования в современном мире приходится нелегко. Необразованный человек нередко вынужден работать на трудоёмких, низкооплачиваемых должностях, даже совмещать несколько работ сразу; ему тяжело содержать себя, свою семью. Его движение по карьерной лестнице сопряжено с серьёзными трудностями, а иногда и недостижимо вовсе. Кроме того, его разум остаётся неразвитым, ограниченным.
3. Стремление порадовать родителей. Почему бы не сделать приятно тем, кто тебя любит, кормит, поит, одевает?
4. Спортивный интерес. «А смогу ли я окончить школу хорошистом/медалистом? Разве мне это не под силу???»
5. Др.
Правильная и сильная мотивация – уже полдела.

Добавлено (03.03.2015, 13:03)
---------------------------------------------
II. Важно хорошо знать русский язык. Это поможет яснее, точнее (с меньшим количеством ошибок), быстрее, логичнее думать, мыслить более широко.
Как минимум, следует хорошо знать такие разделы русского языка, как грамматика (т. е. морфология и синтаксис, которые позволяют овладеть логикой языка), орфография и пунктуация (тесно связаны с грамматикой), лексикология и словообразование (о них речь пойдёт ниже). Для этого нужно, во-первых, обращаться к соответствующим справочникам (см. тему «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»), во-вторых, читать книги по художественной литературе, но только уважаемых издательств, чтобы не было никаких ошибок в тексте. Полезно будет выбрать одну интересную (чтобы легко читалась и легче запоминалась) и не слишком толстую книгу (до 350 стр.) и прочитать её 3 раза подряд. За первое прочтение нужно просто понять сюжет, читать в своё удовольствие. Во 2-ой и 3-ий разы следует читать, обращая более пристальное внимание на стиль автора, на словоупотребление, грамматику, пунктуацию, орфографию (но не надо ничего учить, достаточно лишь посмотреть и подметить какие-то особенности). Затем 1 раз в 2 месяца перечитывать её снова (также обращая внимание на грамматику, орфографию и т. п.); можно немного реже – главное, чтобы книга не надоедала. Это приведёт к развитию зрительной памяти: перед глазами по вашему желанию будут появляться страницы книги, и станет возможно силой воображения даже читать содержимое страниц, в том числе с сохранением грамматики, орфографии, пунктуации и т. д. И, когда возникнут сомнения при написании какого-либо слова или предложения, можно в уме открыть книгу и как бы посмотреть в ней, как написано это слово или предложение. Это очень помогает писать различные самостоятельные, диктанты, нередко спасает, даже если забылось правило.
III. Следует знать точные значения слов. Это помогает намного глубже и быстрее постигать суть вещей, в частности, школьных предметов. С данной целью надлежит обращаться к толковым словарям. Лучше использовать «Большой толковый словарь русского языка» под ред. Кузнецова, «Толковый словарь иностранных слов» под ред. Крысина, «Толковый словарь русского языка» Ожегова – Шведовой.
Определения терминов ( это слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятие, употребляемые в науке, технике, искусстве) определённой науки лучше искать в соответствующих специальных словарях: экономические термины - в экономических словарях, юридические термины - в юридических, и т. д. - потому что в них определения точнее, чем в обычных толковых словарях русского языка. При этом надо понимать, что один и тот же термин в разных науках может иметь совершенно разное значение, поэтому, если необходимо узнать значение, например, экономического термина, нужно искать его только в экономическом словаре, а никак не в словаре физических терминов.
Много полезных словарей хранится здесь: dic. academic.ru. Философская энциклопедия: http://iph.ras.ru/elib/2745.html. Есть и много других подобных Интернет-ресурсов.
Если слово иностранное, очень полезно найти (в словаре Крысина она всегда указывается в квадратных скобках – см. пример ниже, в разделе IV) и запомнить его этимологию. Этимология (греч. «этимон» – истина, основное значение слова; «логос» – наука, учение, слово, понятие) – происхождение слова или морфемы (а также раздел языкознания, изучающий первоначальную словообразовательной структуру слова и выявляющий элементы его древнего значения – Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2013). Этимология позволяет окончательно уяснить значение слова и надолго запомнить его: память дольше держит то, в чём видится смысл. Ещё об этимологии см. тему «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», п. 3.

Добавлено (03.03.2015, 13:04)
---------------------------------------------
IV. Полезно знать английский язык. Дело в том, что очень много научных терминов пришло к нам из латыни и греческого языка. Английский много заимствовал из латыни, поэтому в этих языках немало похожих слов, значит, английский позволяет понимать латинские слова. Если встречается незнакомое слово, имеющее корни в латинском языке, можно, не заглядывая в толковый словарь, угадать его значение.
Например, нужно узнать значение слова «индифферентный». Оно пришло из латинского языка, который, как было упомянуто, имеет много общего с английским в плане лексики. Нам известно английское слово «different» – различный, разный, и значение приставки «in» – отрицание корня. Соединяя их, получаем «indifferent» – безразличный. Заглядываем в «Толковый словарь иностранных слов» под ред. Крысина: «ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ [фр. indifferent, нем. indifferent < лат. indifferens безразличный, равнодушный]. Безразличный, безучастный». Таким образом, значение слова было разгадано верно.
Этимология позволяет также изучать иностранные слова. Я, например, никогда не занимался греческим (за исключением тщательного ознакомления с его алфавитом), но, много раз обращавшись к толковому словарю и, соответственно, к этимологии слова, выучил между делом 1-3 десятка греческих слов. Это помогает догадываться о значении русских слов греческого происхождения без помощи толкового словаря.
V. Будет гораздо более эффективно не вызубривать материал, а учить его осмысленно. Зубрить – значит заучивать бессмысленно, без отчётливого понимания (Толковый словарь Ожегова – Шведовой). Зазубренная информация быстро стирается из памяти, поэтому, если зубрить для подготовки к урокам, можно достаточно легко всё (или частично) забыть, а подготовка к четвертной (полугодовой, годовой) контрольной работе займёт много времени, ведь мозг становится похожим на чистый лист. Таким образом, теряются и знания, и время; то и другое – весьма ценные ресурсы (см. изречения «кто владеет информацией, тот владеет миром», «знание – сила», «время – самый ценный капитал»).
Чтобы предотвратить подобные потери, необходимо, как уже упоминалось, полностью понимать заучиваемый материал. Психологи утверждают, что осмысленное запоминание намного эффективнее механического, т. е. зубрёжки (см. Маклаков «Психология», с. 266 – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/10.php). Следует:
– понимать каждое читаемое (слышимое) слово и для этого обращаться к толковым словарям;
– если что-то в учебнике или конспекте речи учителя непонятно, искать разъяснения в других источниках, лучше – в уважаемых справочниках и энциклопедиях. В уважаемых – чтобы избежать неточной информации (которая находится, например, на некоторых сайтах Интернета).
VI. Для запоминания информации необходимо использовать различные техники (см. тему «Приёмы запоминания»). (там напиши и про конспектирование: оно помогает лучше запомнить материал. И в той теме сделай ссылку на тему «Эффективное конспектирование»)
VII. Человек – это система, т. е. совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому на его мыслительные способности влияет и его физическое, психическое состояния. Об этом – в других соответствующих темах форума.

Добавлено (03.03.2015, 13:05)
---------------------------------------------
VII. Кроме работы в классе, необходимо уделять время самостоятельной работе. В частности, нужно читать дополнительную литературу по предметам, особенно справочники, чтобы углублять свои знания.
Очень важный момент. Существуют такие области знаний, в которых по одному вопросу нет единого мнения. Обычно так бывает в гуманитарных (общественных) науках – в экономике, социологии, политологии, психологи и т. д. Поэтому, когда попадаются неоднозначные вопросы, нужно смотреть на них с различных точек зрения, учитывать разные мнения, обращаться к нескольким источникам, а не к одному, чтобы составить своё мнение. Его важно иметь хотя бы затем, чтобы не быть попугаем, бездумно повторяющим чужие слова. Кроме того, не исключено, что вы вдруг придёте к такому мнению, которое будет истинным, и внесёте свой вклад в науку.
Данный совет можно распространить не только на учёбу, но и на всю окружающую действительность. Всегда нужно смотреть на всё с разных позиций, под разными углами, мыслить широко, учитывать все факторы. Тогда вы будете иметь своё мнение и сможете понимать то, что скрыто от других. Вас будет труднее подчинить или оболванить – а это сегодня пытаются сделать с вами многие, начиная с религиозных сект и кончая коммерческими предприятиями.
VIII. Всегда следует использовать системный подход. Системный подход подразумевает, что каждый объект является системой. Система – целостная совокупность взаимосвязанных элементов.
В самом деле, если подумать, то каждый объект состоит из чего-то взаимосвязанного и при этом цельного. Так, 8 планет (плюс их спутники) вместе с Солнцем, вокруг которого они вращаются, являются все вместе системой, а именно Солнечной системой. Наша планета – система, потому что состоит из гидро-, лито-, атмо- и биосферы, которые связаны между собой, влияют друг на друга. Человек – система, так как состоит из связанных друг с другом души (психики) и тела. Даже камень – система, ведь он состоит из множества связанных между собой молекул. И так можно продолжать до бесконечности.
Применение системного подхода предусматривает поиск «многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой» (Новая философская энциклопедия). То есть оно побуждает мыслить широко, что позволяет лучше познавать мир и, конечно, давать правильные ответы на вопросы учителя.
Например, необходимо дать ответ на, казалось бы, простой вопрос: что случится, если вдруг закроются все кафе в п. Ключи? Кто-то скажет: «Люди станут есть и отмечать праздники в других местах, и всё». Это неполный ответ. Тот, кто применяет системный подход, вспомнит, что кафе – это система, и выявит компоненты этой системы: социальный, производственный, финансовый – и их связи между собой и с окружающей средой.
Если исчезает кафе, то есть система, естественно, исчезают и все элементы этой системы. Исчезновение социального компонента означает потерю рабочих мест для работников кафе, обрыв социальных связей со всеми вытекающими последствиями: отсутствие заработной платы, поиск новой работы, возможный переезд из посёлка, потеря федеральным бюджетом НДФЛ (налога на доходы физических лиц), потеря государственными внебюджетными фондами отчислений на социальные нужды, т. е. так называемых «длинных денег» для государства, и т. д.
Исчезновение производственного компонента означает прекращение изготовления и продажи готовых блюд и напитков. Последствие – удар по финансовому состоянию предприятия.
Исчезновение финансового компонента – прекращение денежных отношений с различными субъектами. Последствия: кафе больше не получает дохода, гос. бюджеты – налога на прибыль и других налогов, поставщики – доходов от заказов кафе и т. д.
И это ещё не всё, так как для экономии времени были учтены не все связи и элементы.
IX. Следует правильно организовывать своё рабочее место. Хорошо, если это будет не кровать, а письменный стол, на котором будет порядок и только необходимые вещи. Тогда станет легче сосредоточиться.
X. И, конечно же, необходимо иметь терпение, усидчивость и бороться с ленью. Никогда и ничто не придёт без труда, порой долгого и упорного.
Конечно, резервы повышения эффективности обучения не ограничиваются вышеперечисленным, поэтому при наличии интереса целесообразно воспользоваться дополнительными источниками информации, в частности, Интернетом.

Добавлено (03.03.2015, 13:08)
---------------------------------------------
Есть ещё один хороший сайт со словарями по русскому языку - gramota.ru (подробнее об этом написано в теме "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку").

Сообщение отредактировал neroandvergil - Вторник, 03.03.2015, 13:01
 
Форум » Наша школа » Пожелания, замечания, вопросы.... » Как учиться эффективно (Что надо делать, чтобы учёба стала легче и результативнее)
Страница 1 из 11
Поиск:


© МБОУ "СШ № 4 п.Ключи"
2017